Сергей Варшавчик
напоминает, почему 28 октября в Греции отмечают национальный праздник - День "НЕТ", проводят военные парады, а в храмах служат благодарственные молебны.
© Flickr/ Klearchos Kapoutsis
Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"
75 лет назад, 28 октября 1940 года, Греция ответила "нет" на ультиматум итальянского диктатора Муссолини. Итальянские войска в ответ атаковали греческие части. В войну затем оказались вовлечены другие страны — Германия, Великобритания и Югославия. В итоге "пороховая бочка Европы" — Балканы — стала ареной ожесточенных боев Второй мировой.
Временно отложенная война
В этот день в 3 часа ночи итальянский посол в Афинах Эммануэль Грацци предъявил премьер-министру Греции, генералу Иоаннису Метаксасу ультиматум своего правительства. В документе содержалось категорическое требование разрешить итальянским войскам занять несколько стратегических пунктов на территории Греции. В противном случае было обещано, что сопротивление будет жестко подавлено. Срок дипломатического требования истекал через три часа, в 6 утра.
© AFP 2015/ Joel Saget
Греция отметит национальный праздник - День "Охи"
Итальянский диктатор Бенито Муссолини давно хищно поглядывал в сторону Греции. Война могла разразиться еще в 1923 году, когда 28 августа из засады были расстреляны несколько итальянцев во главе с генералом Энрико Теллини, руководителем делегации по установлению границы между Албанией и Грецией. Итальянцы тогда обвинили в случившемся греков, греки — албанцев.
Муссолини потребовал от соседей выплатить 50 миллионов итальянских лир, а также в кратчайшие сроки найти и казнить убийц. В противном случае обещал начать боевые действия против Греции. 31 августа итальянский флот обстрелял остров Корфу и высадил десант в составе нескольких тысяч солдат. После вмешательства Лиги Наций Греция приняла итальянские условия, в частности, выплатив требуемую сумму. Тогда дело обошлось без войны, на которую только недавно пришедший к власти дуче просто не решился.
Газы против луков
Однако фашистский режим нуждался в громких и эффектных акциях. В 1935 году итальянские войска без объявления войны вторглись в Эфиопию (практически единственную на тот момент независимую страну Африки) и за несколько месяцев разгромили местную армию, в которой многие воины были вооружены луками и устаревшими винтовками ХIХ века.
Одним из радикальных средств борьбы против эфиопской армии послужили отравляющие газы (в страну было ввезено более 80 тонн), оружие, против которого африканцы были бессильны.
Лига Нации тогда объявила Италию агрессором, после чего на нее были наложены экономические санкции, к которым присоединилось 51 государство. СССР предлагал установить запрет на продажу в Италию нефти, однако это предложение не было поддержано. В итоге эмбарго оказалось неэффективным, и суверенитет Италии над завоеванной территорией вскоре признали многие страны, включая Великобританию и Францию.
В поисках добычи
Уверившись в непобедимости своей армии и политическом бессилии Лиги Наций, Муссолини обратил внимание на Европу, оккупировав в 1939 году Албанию. В стремлении оттяпать что-нибудь у соседей его вдохновлял пример Третьего рейха.
Дуче, когда-то рассматривавший Гитлера и его нацистов как младших партнеров, с затаенной ревностью следил за территориальными приобретениями Германии. При этом он одобрял стремление фюрера к слому Версальской системы и активно искал свою часть "добычи".
Летом 1940 года Италии (после поражения Франции) с немецкого "стола" перепали лишь крохи: город Ницца и часть провинции Савойя. Нужно было что-то более существенное. Поэтому Муссолини наметил Грецию в качестве еще одной провинции в возводимой им новой Римской империи.
В поисках предлога для нападения
Будущий противник на вид был слаб в военном отношении, а его экономика, в которой почти полностью отсутствовал промышленный сектор, вызывала лишь сильное желание прибрать ее к рукам. К тому же дуче полагал, что не только прирастит свои владения, но и станет полновластным владельцем Средиземного моря.
К тому же режим Метаксоса напоминал итальянский: почти все партии были запрещены, оппозиция либо сидела в тюрьме, либо была вынуждена эмигрировать, демократических выборов не проводилось, а газеты неукоснительно цензурировались. Греческий же союз молодежи копировал Гитлерюгенд даже в мелочах, вплоть до характерного приветственного жеста вскинутой правой рукой.
Но требовался какой-то предлог для нападения, или провокация, на которую среагировали бы греки.
15 августа 1940 года итальянская подлодка торпедировала греческий крейсер "Элли", в результате чего корабль затонул, погибли 9 моряков и более двадцати были ранены. Казалось бы, куда уж дальше? Однако правительство Метаксоса, стремившееся сохранить нейтралитет всеми силами, поспешило заявить, что национальная принадлежность подводной лодки осталась неизвестной.
Хитроумный ультиматум
В начале октября 1940 года немцы ввели войска на территорию Румынии (для охраны нефтяных месторождений), что явилось для Муссолини болезненным ударом по самолюбию. Дуче втайне рассматривал эту страну как часть своей будущей империи. Его терпение лопнуло, и он решил покончить с хитроумными греками, не предупредив об этом Берлин — своего стратегического партнера по нацистскому блоку.
Октябрьский ультиматум был составлен итальянцами так, что при его принятии Греция была бы фактически оккупирована иностранными войсками, а в случае невыполнения — завоевана. Учитывалось и то, что один из гарантов территориальной целостности Эллады, Франция, разгромлена Германией, а второй, в лице Англии, ведет сражение с немецкими ВВС в ходе "битвы за Британию".
Оказавшись в безвыходной ситуации, Метаксос ответил итальянскому послу твердым "Нет" на все требования (в память об этом решении день 28 октября стал в Греции государственным праздником). Получив отказ, в тот же день Италия вторглась в соседнюю страну.
Итальянцы терпят поражение
Однако ожидаемого блицкрига не получилось. Несмотря на уверенность главнокомандующего итальянскими войсками генерала Висконти Праска в том, что противник будет придерживаться чисто оборонительной тактики, в ноябре 1940-го греческие войска внезапно атаковали наступающих (у которых было десятикратное превосходство в живой силе) и остановили их, навязав им тяжелые бои в гористой местности.
Надвигалась зима, и оказалось, что теплолюбивые итальянцы не готовы всерьез воевать в суровых условиях высокогорья. Неприхотливые, но привычные к здешнему климату, отлично знающие местность, греческие солдаты и офицеры показали себя на высоте. К тому же у них был отличный стимул: защита Родины от наглого и самоуверенного врага.
В итоге греки окружили врага и захватили несколько тысяч пленных. За это незадачливый Праска поплатился карьерой — его заменили на генерала Убальдо Содду. Но и под его руководством "новые римляне" не стяжали громких побед. Тем более что грекам стала поступать помощь от Великобритании в виде боеприпасов, самолетов и некоторого количества пехотных частей.
Борьба продолжается
Для итальянцев боеспособность греков оказалась неприятным сюрпризом. Наследники спартанцев отбили итальянское контрнаступление в январе 1941 года и нанесли очередной удар по фашистским войскам. В результате Содду пришлось менять на начальника Генерального штаба генерала Уго Кавальеро. Но и это кадровое решение не повлияло на ход войны, несмотря на неожиданную смерть 9 января 1941 года генерала Метаксоса.
Король Греции Георг II дал понять всем, что борьба продолжается. Этой же линии придерживался и новый премьер-министр Александрос Коризис. К весне 1941-го греческие войска не только разгромили на своей территории противника, но и отвоевали у итальянцев часть Албании. При этом итальянские аэродромы бомбились британскими ВВС. Тогда войска союзников впервые во Второй мировой войне нанесли поражение фашистам.
Смирив гордыню, Муссолини был вынужден попросить помощи у Гитлера. Фюрер охотно пошел навстречу своему неудачливому союзнику, поскольку сам факт присутствия англичан на Балканах сильно тревожил его. К тому же в Югославии 27 марта 1941 года произошел государственный переворот, в результате которого пронацистски настроенное правительство Драгиши Цветковича было низложено, а на смену ему пришел антигерманский кабинет министров во главе с Душаном Симовичем.
Операция "Марита"
Несмотря на активную подготовку к вторжению в СССР, Гитлер решил вначале разобраться с мятежными Балканами, убив при этом двух "зайцев" в виде Греции и Югославии. Для этого он привлек и силы сателлитов —Италию, Венгрию, Румынию и Болгарию.
Последняя затаила историческую обиду на Грецию, которая в ходе Второй Балканской войны вместе с Сербией, Черногорией, Румынией и Турцией в 1913 году разгромила болгарские войска, в результате чего страна потеряла ряд своих территорий.
6 апреля 1941 года нацистская военная машина обрушилась на Грецию. Воспользовавшись тем, что большая часть греческих войск располагалась на Албанском фронте, вермахт ударил с севера и северо-востока, через Югославию и Болгарию. Эллада, истощенная войной с Италией, отважно сражалась против нового и сильного врага, но силы были неравны, а британская помощь — мизерной.
Самый упорный враг
Часть греческого генералитета заявила о необходимости заключить перемирие с немцами. Правда, при одном условии: не допустить оккупации страны итальянцами. 18 апреля главнокомандующий генерал Александрос Папагос сообщил премьер-министру страны, что война проиграна. После этого глава кабинета Коризис покончил жизнь самоубийством.
23 апреля немецкие войска вышли в тыл греческим солдатам на Албанском фронте. В тот же день генерал Георгиос Цолакоглу, в нарушение приказа главнокомандующего, подписал акт о капитуляции с Германией.
Когда итальянцы заявили, что на документе должна стоять и их подпись, греки возобновили военные действия, которые остановились лишь после вмешательства Германии.
Британцы же успели эвакуировать большинство своих солдат по морю. В итоговой речи в рейхстаге по случаю победы, в мае 1941-го, Гитлер отметил, что из всех противников рейха наиболее ожесточенно и упорно, не боясь смерти, сражались именно греки.
РИА Новости http://ria.ru/analytics/20151028/1309518602.html#ixzz3qczNHmyr
|