|
Как планировал поступить Черчилль в случае захвата Англии Гитлером
Мёртвая хватка английского бульдога
10 мая 1940 года кабинет Невилла Чемберлена, которому ставили в вину нерешительное ведение войны, вынужден был уйти в отставку. Последней каплей, переполнившей чашу терпения парламентариев, стал захват немцами Норвегии, которому Англия не оказала достойного противодействия. Новый премьер Уинстон Черчилль, бывший министром ещё в Первую мировую войну, сформировал правительственную коалицию из представителей всех партий, готовых поддерживать войну с Гитлером до полной победы.
13 мая Черчилль выступил в Палате общин с речью, в которой заявил о решимости продолжать войну до полной и окончательной победы. «Я не могу предложить ничего, — сказал он, — кроме крови, труда, слёз и пота… Не сможет выжить Британская империя — погибнет всё то, ради чего она существовала, всё то, что веками отстаивало человечество».
Смена британского правительства совпала с началом наступления немецких войск, закончившегося разгромом и захватом Франции. Военный кабинет Черчилля организовал эвакуацию английской армии с материка в местечке Дюнкерк, завершившуюся успешно, хотя сам премьер отдавал себе полный отчёт в произошедшем. «Нам нужно весьма остерегаться того, — сказал он в парламенте 4 июня, — чтобы приписывать этому избавлению атрибуты победы. Эвакуациями не выигрывают войн».
19 июля 1940 года Гитлер выступил с речью в рейхстаге, которая должна была произвести на правящие круги Англии впечатление готовности Германии заключить мир, не посягая на владения Британской империи. «Я не вижу причины, которая бы заставляла продолжать эту войну», — заявил рейхсканцлер. Если он надеялся склонить англичан к соглашению, то достиг лишь обратного эффекта.
Надежда на помощь США Вопрос о серьёзности намерений Гитлера высадить сухопутный десант на побережье Англии и оккупировать её до сих пор остаётся предметом дискуссий. Однако в самой Англии эту опасность рассматривали как вполне реальную. Черчилль делал всё возможное, чтобы произвести не только у соотечественников, но и во всём мире впечатление, что его военный кабинет не сложит оружия, даже если Англия будет захвачена немцами.
Ещё 31 мая 1940 года, на встрече в Париже с членами правительствами и чинами военного командования Франции, Черчилль сказал, что «английское правительство готово вести войну из Нового Света, если в результате какой-либо катастрофы Англия будет опустошена».
Черчилль предпринимал постоянные попытки склонить правительство США, державшееся нейтралитета, к более значительной поддержке Англии. Уже 3 июня 1940 года президент Ф. Рузвельт утвердил список первоочередных военных поставок в Англию, в котором значились полмиллиона винтовок, 900 артиллерийских орудий среднего калибра, 80 тысяч пулемётов, миллион снарядов, около миллиарда патронов и т.д. В дальнейшем помощь Соединённых Штатов Англии нарастала, вплоть до передачи кораблей военно-морского флота. За это Черчилль передал США на 50 лет военно-морские базы на Бермудских островах и в Вест-Индии.
Возможность эвакуации в Канаду
Помощь США становилась основной надеждой Черчилля на продолжение войны. Ещё одним потенциальным ресурсом было возникновение конфликта между Сталиным и Гитлером, к чему британский кабинет прилагал все усилия. Но главным ресурсом было, конечно, наличие у Англии огромных заокеанских владений.
Хотя 16 июня 1940 года в послании к премьер-министрам британских доминионов — Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки — Черчилль заверял, что надеется, «что неприятельские войска, которые могут быть сброшены с воздуха или высажены в результате морского налёта, будут уничтожены», тем не менее, допускал возможность захвата немцами Британских островов. В этом случае, писал премьер, «мы всегда сможем… послать наши флоты за океан, где они будут защищать империю и дадут ей возможность продолжать войну и блокаду, как я надеюсь — совместно с Соединёнными Штатами — пока гитлеровский режим не рухнет от напряжения». Об этой же перспективе Черчилль говорил и в палате общин.
Итак, допуская вероятность полной оккупации Британских островов германскими войсками, Черчилль — по его словам — намеревался продолжать войну, опираясь на ресурсы британских колоний и доминионов и при поддержке США. Он старался показать, что рассматривает эту войну не как чисто англо-германскую, но как войну демократий против нацистской тирании.
Перспектива капитуляции
Существуют ли свидетельства, что британский военный кабинет действительно готовился к эвакуации из Англии золотого запаса, культурных ценностей, сокровищ британской короны, королевской семьи, дипломатических представительств — на случай возможной оккупации страны нацистами? Свидетельства такого же порядка, как переезд правительства СССР и иностранных дипмиссий из Москвы в Куйбышев осенью 1941 года, показывавший намерение Сталина продолжать войну до победы после падения Москвы?
С золотым запасом всё действительно так. Первая его партия была отправлена в Канаду ещё в октябре 1939 года на крейсере «Эмеральд». После поражения Франции, 24 июня 1940 года «Эмеральд» вышел в новый рейс с грузом депозитов не только Английского банка, но и всех частных банков Соединённого Королевства. 2 июля он благополучно прибыл в Галифакс в Канаде. В последующие дни из Великобритании в Канаду прибыли ещё пять судов с ценным грузом. Вместе с британским золотом и ценными бумагами были доставлены ценности оккупированных Германией стран (Польши, Дании, Норвегии, Бельгии, Нидерландов) и хранившиеся в Англии, а также секвестрированные Великобританией вклады Германии и её союзников, Франции и СССР.
Однако свидетельств других операций по подготовке к вынужденному оставлению Британских островов не имеется. Английский историк Дэвид Рейнольдс из Кембриджского университета приводит убедительные аргументы в пользу того, что, несмотря на решительный тон заявлений Черчилля, он пошёл бы на заключение мира с Гитлером в случае реальной угрозы успешной высадки вермахта на побережье Англии.
Источник: https://news.rambler.ru/other/40826426/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_s... |
Назад в раздел
|