Сайт создан при финансовой
поддержке РГНФ. Проект №14-33-12005 |
|
Мы летаем на "Яках"
Мы летаем на "Яках"
Вместе с другими летчиками французской авиационной части «Нормандия» мы били немцев над Орлом и Смоленском, над Оршей и Витебском и над землею Восточной Пруссии.
Мы приехали в СССР в разное время. Но каждый из нас испытал одно чувство: мы попали в страну великого мужества. Здесь все полны решимости драться с врагом. Весь русский народ воюет и верит в победу. В России нет людей, стоящих в стороне от борьбы.
Русские в трудных условиях войны сумели вооружить свою армию и свой воздушный флот могучей, первоклассной техникой. Над этим неутомимо трудились и русские конструкторы, и рабочие советских заводов.
Когда «Нормандия» начала воевать на Восточном фронте, нам дали отличные машины «Як-1», созданные конструктором Яковлевым. Русские самолеты уже тогда имели много преимуществ перед таким немецким самолетом, как, например, «Мессершмитт».
На «Яках» мы сопровождали группы советских бомбардировщиков и штурмовиков, участвовали в воздушных боях и не раз убеждались в высоком качестве самолетов русской конструкции.
Когда фронт вышел к берегам Немана и нам пришлись драться на пороге в Германию, «Нормандия» получила самолеты «Як-3» – новые и еще более совершенные по своим качествам боевые машины.
Среди нас имеются молодые летчики, есть и такие, которые отдали авиации добрый десяток лет, летали на разных машинах, но и за себя, и за своих товарищей мы говорим: летные и боевые качества истребителя «Як-3» превосходны. На высотах четырех с половиной и даже пяти тысяч метров мы бьем противника, как хотим. «Як-3» дает нам полное превосходство над немцами. Самолет обладает высокой маневренностью и необходимой быстротой. Летчики «Нормандии» говорят: «На «Як-3» вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером против шестнадцати»…
Однажды мы патрулировали четверкой и перехватили большую группу самолетов противника. Шли семь «Юнкерсов» в сопровождении двенадцати «Фоке-Вульфов». Несмотря на то, что немцев было в пять раз больше, чем нас, мы решили атаковать их. Мы верили в высокие боевые качества своих машин.
В результате боя, который был, как всегда, скоротечным, мы сбили три «Юнкерса» и два «Фоке-Вульфа». В другой раз нас было шестеро. В воздухе мы встретились с двумя группами немецких самолетов – по десяти в каждой. Это были пикирующие бомбардировщики. Мы применили свой обычный маневр: набрали высоту, «ушли в солнце», т.е. зашли со стороны солнца, чтобы противнику было труднее нас видеть, а затем по сигналу пошли в атаку. В этот раз было сбито семь самолетов противника…
В октябре 1944 г. немцы подняли в воздух крупные авиационные силы. Вместе с советскими летчиками мы участвовали в разгроме вражеских самолетов. Летчики «Нормандии» в тот день сбили двадцать девять немецких самолетов и три подбили.
На самолетах «Яковлев-3» мы часто вылетаем также для «свободной охоты». Обычно два или четыре самолета летят не по заданному маршруту, а сами выискивают цель. Особенно широкое распространение приобрела «свободная охота» сейчас, когда летчики «Нормандии» летают уже над Восточной Пруссией. Мы ищем цели в воздухе и на земле и уничтожаем ее. Штурмовыми атаками в Восточной Пруссии мы сожгли десятки немецких паровозов, вагонов и автомашин.
Летая на таких машинах чувствуешь себя в воздухе полным хозяином. Русские конструкторы дали нам прекрасные боевые машины. У русских летчиков мы переняли дух атаки.
Советские летчики всегда с завидной смелостью атакуют противника. Стремительность воздушных атак – их первое качество и отличительная черта. Очевидно, в основе храбрости советских летчиков лежит не только высокий патриотизм, свойственный русским людям, но и глубокое знание техники, постоянное изучение летных качеств машины. Впрочем, самолет «Яковлев-3» как раз и отвечает стремительному духу русской атаки. Скорость и маневренность машины всегда создадут условия для неожиданного нападения на противника, а это основное достоинство самолета-истребителя…
У советских людей можно поучиться также трудолюбию. У нас в «Нормандии» мотористами и техниками работают русские. Они неутомимые люди. Вот, например, сейчас на аэродромах холодно и ветер, а они все время возятся у самолетов. Кажется, что они вовсе не отдыхают. Зато благодаря заботам технического состава наши «Як-3» всегда в отличном порядке. И, честно говоря, в победах над врагом в воздухе заслуга принадлежит не только нам, летчикам, но и нашим друзьям – русским техникам.
Сейчас, когда летчикам «Нормандии» приходится летать над территорией противника и когда окончательная победа близка, нам очень приятно осознавать, что в боях на Восточном фронте мы обрели прекрасных друзей, которые в добром деле всегда помогут и никогда не бросят в беде. Эти друзья – русские. Летчики «Нормандии»: Капитан ЖАНЕЛЬ Старший лейтенант АММАРЖЕ Младший лейтенант ЭМОНЕ Младший лейтенант ЭЙШЕНБАУМ
Известия, 12 декабря 1944 г., № 292, с. 3. |
|
СССР-Сталин США-Рузвельт Англия-Черчилль Франция-Де Голль |